Военных США критикуют за закупку российских вертолётов
21.06.2010 15:47 от Maxximus
[size=8]“The Washington Post”, США - 19 июня 2010 г.
"U.S. military criticized for purchase of Russian copters for Afghan air corps"[/size]
"Американское правительство закупило российские вертолёты для формирования центрального ядра ещё не вставших на крыло ВВС Афганистана; эта инициатива подвергается мощной критике членов Конгресса, которые хотели бы вооружить афганские силы вертолётами американского производства."
"Развернувшись на 180 градусов от политики времён холодной войны, когда ЦРУ поставляло стингеры афганским повстанцам, чтобы те могли сбивать советские вертолёты, Пентагон потратил 648 миллионов на покупку и реставрацию 31 русского транспортного вертолёта Ми-17 для афганских национальных военно-воздушных сил. В следующем году Департамент обороны собирается закупить ещё 10 Ми-17, а также планирует приобрести ещё несколько десятков в течение десяти лет.
Идею использовать деньги налогоплательщиков для закупки продукции российского ВПК оказалось трудно "продать" Конгрессу. Некоторые законодатели говорят, что Пентагон никогда не рассматривал альтернативы Ми-17, летательному аппарату, который правительство закупило для использования в Ираке и Пакистане, и что отсутствие конкуренции позволило русским оборонщикам заломить цены.
"Программа Ми-17 либо плохо скоординирована, либо не скоординирована вообще", - говорит сенатор Ричард Шелби, который вместе с сенатором Кристофером Доддом подталкивает Пентагон к пересмотру своих планов по военным закупкам. - "В результате мы получим огромные траты, увеличение цены, задержки графика, проблемы с сохранностью и серьёзные проблемы с поставками".
Американские и афганские военные, которым нравится Ми-17, специально сконструированный для использования в Афганистане, признают, что для Пентагона было бы несколько эксцентричным инвестировать деньги в военную продукцию российского производства. Но они говорят, что изменение модели американского вертолёта отнимет лишние силы по обучению афганских лётчиков, ни один из которых не умеет управлять вертолётами производства США.
"Если приехать в Афганистан и полетать на Ми-17, то сразу станет понятно, почему этот аппарат так важен для будущего Афганистана", - говорит бригадный генерал ВВС США Майкл Боэра, ответственный за переоснащение ВВС Афганистана. - "Надо просто абстрагироваться от того факта, что вертолёты русские... они отлично работают в Афганистане".
Официальные представители американских военных считают, что афганские воздушные силы не смогут действовать самостоятельно до 2016 года, когда, по словам президента Обамы, правительство намерено начать вывод американских войск из Афганистана. Но Боэра сказал, что срок может увеличиться, по крайней мере, на два года, если Конгресс вынудить афганских военных летать на американских вертолётах. "А оно нам надо?" - вопрошает генерал.
Американские военные с 2005 года пытаются воскресить сильно прореженные ВВС Афганской национальной армии, которые тогда состояли из нескольких десятков безработных пилотов и кучки ветхих Ми-17.
Учитывая то, что афганские авиаторы тренировались на российских вертолётах, Пентагон решил сделать Ми-17 основой афганского воздушного флота. Советский Союз специально конструировал Ми-17 для эксплуатации в Афганистане. Военные США говорят, что он хорошо приспособлен для работы в условиях гор Гиндукуша, а также в афганских пустынях.
Учитывая плохие дороги, вертолёты в Афганистане становятся основным способом передвижения. Армия США зависит от них в ситуациях, когда надо разместить войска где-нибудь на изолированных участках, подвезти припасы и эвакуировать раненых. До недавнего времени афганских пилотов держали подальше от боевых операций, однако использовали их Ми-17 для перевозки высокопоставленных афганских чиновников, включая и президента Хамида Карзая. Американские должностные лица надеются, что воздушные силы Афганистана в конечном итоге будут способны сами защищать своё воздушное пространство и служить быстрорастущей Афганской национальной армии.
Афганские пилоты также обучены управлять боевыми вертолётами Ми-35 и итальянскими С-27, воздушными аппаратами, используемыми для переброски войск и припасов. Сейчас в афганских ВВС 48 воздушных аппаратов и 3000 человек персонала.
Боэра сказал, что существуют планы по расширению количества аппаратов до 146 и увеличению персонала до 8000 к 2016 году. Чиновники из Пентагона сказали, что первоначально они предполагали, что Ми-17 составят половину воздушного флота, но также рассматривают и возможность уменьшения этого количества.
Приблизительно 450 американцев из обслуживающего персонала находятся в Афганистане в качестве советников и для обучения афганских авиаторов. Процесс обучения афганский ВВС идёт чрезвычайно медленно, и усилий было приложено гораздо больше, чем для обучения Афганской национальной армии и полиции.
Афганские пилоты-новобранцы, многие из которых плохо знают даже родной язык, должны учить английский - официальный язык, используемый в кабине воздушного судна, и только тогда они заработают крылышки (на петлицы). Американские представители говорят, что на обучение всего лётного экипажа уходит от 2 до 5 лет.
В настоящее время всего один пилот закончил лётную школу в Соединенных Штатах, хотя десятки их сейчас также заканчивают. Такая ситуация вынуждает ВВС Афганистана пока надеяться на пилотов, которые учились летать во времена правления здесь Советов и Талибана.
Генерал Мохаммед Доран, командующий афганскими ВВС, говорит, что возраст большинства этих пилотов уже за сорок или подходит к сорока годам. Необходимость их переобучения стала бы тяжким испытанием.
"Они освоили предыдущую систему и впитали другие идеи", - говорит он в интервью. Кроме того, большинство афганских ветеранов не обучены ночным полётам или полётам в условиях ограниченной видимости, когда пилот должен полагаться на приборы.
Русские "птицы" гораздо более элементарны, чем такие американские модели, как UH-60 Black Hawk или CH-47 Chinook. Управление на Ми-17 осуществляется с помощью штурвала и рычага управления*, и в нём обычно отсутствуют такие удобные приборы, как GPS. Афганские техники, приученные обходиться подручными материалами, проводят довольно искусный ремонт, используя кустарные запчасти.
*Имеется в виду вертикальная ручка. Её отклонение вперед/назад обеспечивает управление по тангажу, влево/вправо — по крену (прим. perevodika.ru)
Американское правительство закупило российские вертолёты также и для других союзников. Пентагон купил восемь Ми-17 для ВВС Ирака, хотя американские военные сказали, что они не планируют продолжать такие закупки. Министерство обороны также купило или взяло в лизинг 14 Ми-17 для Пакистана, однако Исламабад недавно возвратил несколько вертолётов после аварий, которые подняли вопрос об их безопасности.
Вдобавок, Американское Командование Силами Специальных Операций желает приобрести несколько Ми-17 для себя, чтобы спецназ мог скрывать факт того, что они являются американцами.
"Хотелось бы иметь несколько таких штук, чтобы более грамотно проводить операции", - сказал высокопоставленный американский чиновник на условиях анонимности при обсуждении этой тайной программы. - "Но русские об этом знают. У России небольшая монополия на Ми-17. Но они заламывают непомерные цены".
Критики в Конгрессе заявляют, что стоимость одного вертолёта с 2006 года выросла в 3 раза, с 6 до 16 миллионов долларов. Чиновники из Пентагона парируют, говоря, что такая цена была за б\у машины, которые были к тому же хуже оснащены, а новейшие модели за одну единицу обходятся сейчас приблизительно в 15 миллионов долларов.
Сотрудники министерства обороны и аналитики говорят, что американские производители вертолётов бьются изо всех сил, чтобы произвести достаточное количество винтокрылых машин для армии США в Афганистане и Ираке, и сейчас у них, возможно, просто нет возможности производить ещё больше машин для ВВС Афганистана.
Однако под давлением Конгресса американские сотрудники Министерства обороны, похоже, охладили пыл относительно закупок российской продукции.
"Как человек, разделяющий лозунг "Покупай американское", я считаю, что мы действуем совершенно правильно, оценивая эту программу со всех сторон", - сказал в марте Комитету сената по ассигнованиям Джон Макхью, чьё ведомство наблюдает за закупкой иностранных вертолётов."
[url=http://perevodika.ru/articles/14361.html]Источник[/url]