ПСО в Афгане 1979-89: сам не погибай, и товарища выручай
04.02.2019 22:37 от Maxximus
Никто не забыт и ничто не забыто?
В15.06.2019 в 05ч.18мин. исполнится 35 лет как Ефимов-Бухаров-Киншаков (262овэ Баграма,ВВС 40А, эстафета 1983-84) на Ми-8МТ спасли от плена империи в "зеленке" ТРЕТЬЕГО (для С.А.Ефимова, для С.Ю.Бухарова - ВТОРОГО) сбитого "свистка" в 10км севернее Баграма. Они не только НЕ награждены - об этом знает ограниченный круг лиц. На Вашем сайте, в истории СВВАУЛ нет такой информации о ПОДВИГЕ и риске в их КРАЙНИЙ боевой день. Ефимов-Бухаров-Марчук 25.04.84 спасли тяжелораненого летчика Су-17 Сергея Соколова (в 1995 Герой РФ) без сознания и с Ф-1 в руке без чеки: экипаж награжден кроме КВС Ефимова!
12.11.80 случайно пролетающие мимо Туктарев-Лебедев-Попов на Ми-8МТ (Файзабад, ПСО на Ми-8Т не могли зависнуть) спасли САМОГО ПЕРВОГО КАТАПУЛЬТИРОВАВШЕГОСЯ "свистка" (до него три летчика Су-17, МиГ-21БИС, МиГ-21Р погибли в самолете) на склоне 3500-3700м Гиндукуша. Это САМЫЙ ПЕРВЫЙ в истории ВВС спасенный НА ВОЙНЕ сбитый экипаж вертолетчикам! И... не награжден! Эти летчики - ГОРДОСТЬ ВВС, АА! Их подвиг должен войти в историю воен быть известен не только тем, кого они спасли
ПРЕДЛАГАЮ на сайте ввести раздел: "ПСО - и сам не погибай, и товарища выручай."
САМЫЙ ПЕРВЫЙ на афганской войне СПАСЕННЫЙ ПСО Туктарев-Лебедев-Попов -12 ноября 1980 г. авария самолета МиГ-21бис 115-го гиап (Кокайты). Начальник штаба эскадрильи гвардии к-н А. Проказин катапультировался в р-не н.п.Файзабад и был подобран экипажем вертолета Ми-8 (командир к-н Л.А. Туктарев) из группы ПСО 181-го овп.
ПРЕДКРАЙНИЙ СПАСЕННЫЙ (8 погибло, 1 выкуплен из плена) на МиГ-21 и 4-й из 5-ти - 29 октября 1983 г. боевая потеря самолета МиГ-21бис 927-го иап (Береза). Вылет с аэродрома Баграм, начальник разведки АП м-р Игорь Долгих. В составе группы из 8 МиГ-21бис наносил БШУ по цели юго-западнее н.п.Бамиан. На выходе из атаки самолет Долгих получил повреждения от огня ДШК, были пробиты топливные баки, что привело к утечке топлива. При возвращении на а/б Баграм самолет загорелся, летчик катапультировался и приземлился в 16 км от аэродрома. На поиск сразу была направлена пара вертолетов Ми-8МТ 262-й эскадрильи, выполнявшая санзадание. Экипаж замполита аэ Семина - ком звена Бушева подобрал летчика под огнем противника.
КРАЙНИЙ 5-й на МиГ-21 в КРАЙНИЙ!!! боевой день 262овэ - 15 июня 1984 г. боевая потеря самолета МиГ-21бис №01 927-го иап (Береза). Наносивший БШУ в составе звена, в районе н.п.Чарикар в 6 км от Баграма, самолет к-на Гордиюка А.А., на выводе из пикирования попал под огневое воздействие с земли, потерял управление и перешел во вращение, после чего на Н=800м летчик катапультировался и был подобран парой вертолетов Ми-8МТ 262-й овэ к-на С. Ефимова, обеспечивающей ПСО БШУ (ЛШ ст.л-т С. Бухаров, БТ ст.л-т Киншаков) в последний день своей командировки (крайний боевой вылет экипажа). Летчик приземлился в арык на окраине кишлака, в 500 м от цели. Почти одновременно с ним, в 5час.48 мин. Кабульского времени, подсел и вертолет ПСС. За протянутую руку и поясной ремень летчика подняли на борт. В период с декабря 83-го это был уже третий летчик, спасенный к-ном С.Ефимовым. Причина потери - выполнение приказа вышестоящего начальства о работе по "сдвоенным целям" с одним курсом, не смотря на высокую плотность стрелкового воздействия в райне "сдвоенной цели". В результате катапультирования к-н А.Гордиюк получил компрессионный перелом 2-х позвонков, но через полтора года восстановился на одноместном истребителе без ограничений. Закончил летать в 1992 году на МиГ-29.
19 декабря 1983 г. авария самолета Су-17м3 156-го апиб (Мары-2), перелет с аэродрома Кандагар на аэродром Баграм. При выполнении вылета с аэродрома Баграм старший летчик ст. л-т Алексенко Александр Иванович катапультировался и совершил посадку в районе н.п. Дурнама. ПСО выполняла пара Ми-8МТ 262-й овэ С.Ефимов-А.Скиба. Ст. л-т А.Алексеенко благополучно эвакуирован экипажем к-на С.Ефимова (л-шт Вячеслав Хныков, б/т Юрий Заика).
25 апреля 1984 г. боевая потеря самолета Су-17м3 156-го апиб (Мары-2), вылет с аэродрома Баграм. Пара: ведущий ст. л-т Соколов Сергей Александрович, ведомый ст. л-т Грушковский. Полет на поиск передвижной радиостанции в районе аэродрома Баграм. В горизонтальном полете на Н=1500м ведущий почувствовал сильный удар по самолету и тут же доклад ведомого “Серега, прыгай!!!”. Летчик катапультировался , после приземления сразу вступил в перестрелку и был тяжело ранен. Вертолета ПСО в данном районе не было (должна была работать пара Ми-8 50-го осап) и пришлось перенацеливать из другого района ближайшую пару Ми-8МТ 262-й овэ капитанов С.Ефимова - А.Бойкова. Всегда в районе работы в 5-6 км висел вертолет, но не в этот раз. Вертолетчики слышали доклад ведомого на едином боевом канале, и уже знали что сбит самолет. По команде с самолета-ретранслятора они направились на выручку летчику, но пара находилась у входа в Панджшерское ущелье, и, даже выжимая максимальную скорость из машин, смогла подойти только через 20 минут. Вышли в квадрат и, ориентируясь по по дыму горящего на земле самолета, стали снижаться на ПМВ. Вскоре к-н Бойков на фоне желтых барханов заметил кресло летчика, а с борта Ефимова заметили в стороне, на пригорке, отстреливающегося окровавленного Соколова, лежащего на животе. Вертушка Сергея Ефимова подоспела в последний момент. Когда группа ПДГ и б/т ст. л-т А.Марку подбежали к пилоту, он был уже без сознания, подняли его на борт в таком же положении. Борттехник ст. л-т Анатолий Марчук уже в кабине стал осматривать пилота, чтобы уточнить ранение, и увидел, что под животом в руке сжата граната с выдернутой чекой. Он осторожно разжал ладонь и выбросил гранату за борт в еще открытую на взлете дверь. Сергей Соколов прошел долгое лечение, в ИБА он уже не летал. Герой РФ. Для к-на С.Ефимова это был уже второй спасенный летчик.
Гордиюк Александр